Самодельная домашняя шинная пилорама

Самодельная домашняя шинная пилорама

Когда затевается большая (по семейным масштабам) стройка (например, строительство дома или дачи, обустройство, а может, реконструкция того или другого), то стоит подумать об изготовлении собственного станка для продольной распиловки бревен.

Особенно целесообразно иметь его в тех случаях, когда лесоматериалы, что называется, под боком, а пилорама - за "тридевять земель" и затраты на транспортировку могут быть очень большими. Имея же свой распиловочный станок, кроме экономии средств можно обрести и другие дополнительные "льготы": получать необходимые по размерам и в нужное время пиломатериалы и в требуемом количестве - даже одну доску.

Станок состоит из следующих конструктивных частей: рамы, подъемных кронштейнов, каретки с ручной лебедкой, пильного агрегата с электроприводом. Еще имеются несколько вспомогательных узлов: упоры, подвеска питающего электрического кабеля и др.

Рама - основа конструкции станка. На ней расположены все узлы, как основные, так и вспомогательные. Сама рама сварена из нескольких элементов. Во-первых, это четыре ножки, выполненные из швеллера № 8 (80x40x4,5 мм): две передних высотой 495 мм и две задних - 800-мм. Снизу к ним для увеличения площади опоры приварены "подошвы" размерами 150x150 мм из стального листа толщиной 5 мм. Ножки попарно (передняя и задняя) связаны поперечинами из швеллера № 10 длиной по 700 мм. К стенкам последних снаружи приварены направляющие карманы (из стального 5-мм листа) для опорно-подъемных кронштейнов (стойки последних должны ходить в карманах свободно, но без больших зазоров), а изнутри в верхнем углу между стенкой и верхней полкой - по три ушка для рукояток. Задние ножки скреплены между собой продольной связью из прямоугольной трубы 40x25x4.

Вертикальное перемещение кронштейнов (подъем бревна для отпиливания очередной доски) осуществляется с помощью канатов, наматываемых на рукоятки-вороты. В заданном положении (с минимальным интервалом 5 мм) кронштейны через отверстия в них фиксируются штырем с пружинным шплинтом.

Когда затевается большая (по семейным масштабам) стройка (например, строительство дома или дачи, обустройство, а может, реконструкция того или другого), то стоит подумать об изготовлении собственного станка для продольной распиловки бревен. Особенно целесообразно иметь его в тех случаях, когда лесоматериалы, что называется, под боком, а пилорама - за "тридевять земель" и затраты на транспортировку могут быть очень большими. Имея же свой распиловочный станок, кроме экономии средств можно обрести и другие дополнительные "льготы": получать необходимые по размерам и в нужное время пиломатериалы и в требуемом количестве - даже одну доску.

Станок состоит из следующих конструктивных частей: рамы, подъемных кронштейнов, каретки с ручной лебедкой, пильного агрегата с электроприводом. Еще имеются несколько вспомогательных узлов: упоры, подвеска питающего электрического кабеля и др.

Рама - основа конструкции станка. На ней расположены все узлы, как основные, так и вспомогательные. Сама рама сварена из нескольких элементов. Во-первых, это четыре ножки, выполненные из швеллера № 8 (80x40x4,5 мм): две передних высотой 495 мм и две задних - 800-мм. Снизу к ним для увеличения площади опоры приварены "подошвы" размерами 150x150 мм из стального листа толщиной 5 мм. Ножки попарно (передняя и задняя) связаны поперечинами из швеллера № 10 длиной по 700 мм.

К стенкам последних снаружи приварены направляющие карманы (из стального 5-мм листа) для опорно-подъемных кронштейнов (стойки последних должны ходить в карманах свободно, но без больших зазоров), а изнутри в верхнем углу между стенкой и верхней полкой - по три ушка для рукояток. Задние ножки скреплены между собой продольной связью из прямоугольной трубы 40x25x4.

Вертикальное перемещение кронштейнов (подъем бревна для отпиливания очередной доски) осуществляется с помощью канатов, наматываемых на рукоятки-вороты. В заданном положении (с минимальным интервалом 5 мм) кронштейны через отверстия в них фиксируются штырем с пружинным шплинтом.

И последняя, но, пожалуй, самая главная деталь рамы - продольная направляющая для каретки пильного механизма. Она смонтирована по уровню, строго горизонтально. Направляющая выполнена из швеллера № 16. Ее длина 5400 мм, и она немного больше максимальной длины распиливаемых бревен (в данном случае 4,6 м).

Направляющая смонтирована на задних (высоких) стойках рамы. Консольные концы направляющей подперты подкосами из прямоугольной трубы, которые связывают их дополнительно с задними стойками рамы. Если на направляющей будут наблюдаться прогибы - их следует устранить дополнительными стойками или подкосами.

Каретка - наиболее трудоемкий для изготовления узел станка. Здесь необходимы довольно точные токарные, фрезерные, сверлильные работы (поэтому есть смысл поручить сделать ее специалистам). Каретка служит для продольного перемещения (подачи) закрепленного на ней пильного агрегата - электромотора с цепной пилой. Основные детали каретки: корпус, направляющие и ограничительные ролики, приводная лебедка.

Корпус каретки - сварная конструкция. Кожух корпуса выполнен из 5-мм стального листа, скоба и дно у него - из 3-мм, а накладки - из 2-мм листа. Отверстия в корпусе просверлены по отверстиям во фланце монтируемого на каретке электродвигателя, а размеры гнезда определены по ведущей звездочке агрегата с надетой на нее пильной цепью и необходимыми зазорами.

Изнутри в корпусе смонтированы ограничительные и направляющие ролики. По конструкции они все однотипные, только различаются длиной осей-регуляторов и наружными размерами опор. Оси - эксцентриковые, выполнены из стального прутка диаметром 28 мм. Ролики - шарикоподшипники серии 180203 (с двухсторонним уплотнением). Перемещение каретки с пильным агрегатом осуществляется лебедкой с помощью канатов, концы которых закреплены в барабане лебедки и на противоположных сторонах рамы.

Барабан является также сварным узлом. Он выточен из круглого прутка диаметром 40 мм. На него надеты и приварены три шайбы (две по концам и одна посередине), служащие ограничительными буртиками при перематывании на барабане троса с разных сторон направляющей, за счет чего и происходит перемещение каретки. Вращение барабана осуществляется рукояткой с помощью рычага.

Пильный агрегат собран в основном из деталей и узлов заводского изготовления. Во-первых, это трехфазный фланцевый электродвигатель мощностью 2,2 кВт и частотой вращения 3000 оборотов в минуту. Во-вторых, пильный орган (шина и цепь) от бензопилы "Дружба".

Вполне можно приспособить этот узел и от бензопил "Урал" или "Тайга" или электропилы "Парма". Вал электродвигателя был демонтирован, его выходной конец доработан для посадки на него ведущей звездочки пильного органа и вновь установлен на место. Casino Wiki

На фотографиях и в соответствующих чертежах можно заметить несколько различий - в частности, в конструкции каретки. Это объясняется тем, что в процессе эксплуатации некоторые детали и даже узлы станка дорабатывались. В чертежах приведены их оптимальные варианты.

Технология распиловки лесоматериала на доски следующая. Сначала бревно укладывают на поперечные полки кронштейнов таким образом, чтобы распил начинался с вершинной его части, и прижимают бревно к ограничителям. Затем кронштейны поднимают до нужной высоты и фиксируют их. В торец бревна забивают держатели, которые закрепляют на раме захватами.

Первый распил дает горбыль и однокантное бревно. Для получения второго канта заготовку надо повернуть на 180° и повторить операцию. Чтобы выпилить брус, ствол следует повернуть сначала на 90°, потом еще раз на 180°, делая после каждого поворота распил.

Распиливая бревно на доски с обзолом (с корой на кромках), поворачивать его не надо.

Технические характеристики распиловочного станка
Диаметр распиливаемого бревна, мм - 100 - 350
Длина бревна, мм - 500 - 4600
Масса бревна, кг - до 250
Скорость распиловки, м/мин - 1,2 - 5
Производительность в смену, м3 - 2 - 6
Масса станка, кг - 152
Габаритные размеры, мм:
длина - 5400;
ширина - 880;
высота - 1350

Самодельная домашняя шинная пилорама

Самодельная домашняя шинная пилорама

Распиловочный станок:

1 - направляющая (швеллер № 16); 2 - подкос (стальная труба 40x25x4, L1300, 2 шт.); 3 - фиксатор (СтЗ, пруток 6, 2 шт.); 4 - канат подъема кронштейна (стальной трос 2, L600, 2шт.); 5 - бревно; 6 - каретка; 7 - электродвигатель (N = 2,2 кВт); 8 - лебедка; 9 - канат перемещения каретки (стальной трос 2, L5340); 10 - продольная связь (стальная труба 40x25x4); 11 - подошва (СтЗ, лист s5, 4 шт.); 12 - ушко рукоятки (СтЗ, лист s4, 6 шт.); 13 - упор; 14 - захват; 15 - зацеп; 16 - стойка подвески кабеля (труба 40x25x4, L1500, 2 шт.); 17 - рубильник 3-х фазной электрической сети; 18 - 3-х жильный кабель; 19 - канат (стальной трос 2, L5400); 20 - серьга подвески кабеля; 21 - тяга (стальной крюк с резьбой M10, 2 шт.); 22 - держатель; 23 - пильная цепь; 24 - шина; 25 - передняя ножка (швеллер 80x40, L495, 2 шт.); 26 - поперечина (швеллер 100x40, L700, 2 шт.); 27 - зацеп троса (болт М10х30 с двумя парами шайб и гаек, 2 шт.); 28 - кронштейн (2 шт.), 29 - направляющий карман кронштейна (Ст5, лист s4, 2 шт.); 30 - ограничитель (уголок 40x40x4, L300, 2 шт.); 31 - задняя ножка (швеллер 80x40, L800, 2 шт.); 32 - ворот подъема кронштейна (стальной пруток 12, 2 шт.)

Самодельная домашняя шинная пилорама

Самодельная домашняя шинная пилорама

Самодельная домашняя шинная пилорама

Самодельная домашняя шинная пилорама

Каретка с лебедкой:

1 - направляющая рамы; 2 - винт М6х14 с шайбой (4 шт.); 3 - накладка (СтЗ, лист s1,5, 2шт.; размер в скобках - для прокладки); 4 - прокладка (резина s5, 2 шт.); 5 - верхние и боковые ролики (подшипник 180203, 10 шт.); 6 - шплинт 3,2x25 (10 шт.); 7 - шайба; 8 - гайка М12 с пружинной шайбой крепления оси-регулятора ролика (10 шт.); 9 - корпус; 10 - винт М4 с шайбой крепления ручки к рукоятке; 11 - рукоятка и ручка; 12 - гайка M10 с обычной и пружинной шайбами крепления рычага лебедки; 13 - рычаг (Ст5, полоса 6x20); 14 - ограничительная шайба барабана (2 шт.); 15 - эксцентриковая ось-регулятор верхнего ролика (у нижнего и бокового роликов длина стержня L короче, на чертеже указана в скобках; Ст5, стержень 28, 10 шт.); 16 - разделительная шайба (СтЗ, стержень 40); 17 - барабан лебедки (Ст5, стержень 40); 18 - передняя стойка барабана лебедки - сборочная единица (уголок 63x40 и труба28х4); 19 - болт М10 с пружинной шайбой (2 шт.); 20 - дистанционная втулка оси регулятора.

Самодельная домашняя шинная пилорама

Корпус каретки (сборочная сварная конструкция):

1 - кожух (стальной лист s5); 2 - опора нижнего ролика (Ст5, 2 шт.); 3 - дно (Ст5, лист s3); 4 - скоба (Ст5, лист s3); 5 - стенка (Ст5, лист s2, 2 шт.); 6 - специальная гайка М6 (Ст5, полоса 20x5, 4 шт.); 7 - опора бокового ролика (Ст5, 4 шт.); 8 - опора верхнего ролика (Ст5, 4 шт.); 9 - задняя стойка барабана лебедки (полоса 50x6); 10 - втулка (стальная труба 28x4).

Самодельная домашняя шинная пилорама

Кронштейн:

1 - стойка (швеллер № 10); 2 - полка (уголок 40x40)

Самодельная домашняя шинная пилорама

Захват для крепления упора:

1 - крючок (труба 12x2); 2 - специальная гайка M12; 3 - гайка М8 (2 шт.); 4 - ручка (стержень 12)

Самодельная домашняя шинная пилорама

Упор:

1 - зубчатый держатель (Ст5, лист s8); 2 - упор (труба 40x25x4)

Самодельная домашняя шинная пилорама

Рабочий орган станка

Самодельная домашняя шинная пилорама

Лесопильный станок